Самообследование ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, ПРОХОДЯЩЕГО ГОСУДАРСТВЕННУЮ АККРЕДИТАЦИЮ В 2010-2011 УЧЕБНОМ ГОДУ Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида 19» Местонахождение образовательного учреждения (адрес, телефон, факс, E-mail) П.Березовый ул.Клубная 9 Солнечного района Хабаровского края. Тлф. 55-134 Факс 55-134 Email berinternat@mail.ru Руководитель образовательного учреждения (Ф.И.О., квалификационная категория) Горохов Иван Степанович 1 категория 2. КАЧЕСТВО И ПОЛНОТА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ 2.1. Концепция качества, принятая в ОУ. Качество и полнота реализации образовательных программ удовлетворяет требованиям вполне, если: · Образовательные программы соответствуют заявленной миссии, модели образовательного учреждения · Образовательные программы обеспечены учебно – методическим комплексом, контролирующими материалами · Итоги учебно – воспитательного процесса соответствуют целям образовательного учреждения · Педагогический коллектив в целом (не менее 95%) осознает основные цели и особенности организации учебного процесса и отражает это в тематическом планировании по предметам · Члены педагогического коллектива в основном (не менее 70%) находятся в процессе методического самообразования · В организации учебного процесса сочетаются различные формы обучения учащихся: коллективные, индивидуальные, групповые. 2.2. Образовательные программы (ОП) Образовательная программа нашей школы представляет собой совокупность типовых программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, рекомендованных и допущенных Министерством образования Российской Федерации. Учебно – методический комплекс соответствует образовательным программам Федерального учебного плана. Учебники, по которым реализуются данные программы, соответствуют перечню изданий для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ. Таким образом, программы, используемые в процессе реализации учебного плана, соответствуют государственному стандарту в области общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. 2.2.1. Учебные планы МОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школе интернате VIII вида №19 Учебные планы КГБСКОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы интернате VIII вида №19 составлены в соответствии с Базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (1 вариант) на основании приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 года № 29/2065–п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». Учебные планы предусматривают девятилетний срок обучения, как наиболее оптимальный для получения учащимися ограниченными возможностями здоровья общего образования и профессионально – трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации и реабилитации. Учебные планы включают общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям учащихся ограниченными возможностями здоровья, специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия. В I – IX классах из традиционных обязательных учебных предметов изучаются: русский язык (чтение, письмо и развитие речи), математика, природоведение, биология, география, история Отечества, обществознание, изобразительное искусство, музыка и пение. Осуществляется физическое воспитание, трудовое и профессионально – трудовое обучение. В V – IX классах из математики один час отводится на изучение элементов геометрии. Специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные (индивидуальные и групповые) занятия (I – VII классы), логопедические занятия (I – VII классы), ЛФК (I – IV классы), занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов (I – IV классы), для обучающихся с выраженными речевыми, двигательными или другими нарушениями. В V – IX классах выделяются часы кружковых занятий: Один час – «Экономический практикум»(9кл.), с целью подготовки успешного вхождения ребенка в общество. Два часа – «Основы компьютерной грамотности» (6, 7 класс), с целью адаптации учащихся, в современном насыщенном электроникой обществе. Спортивный кружок -2 часа с целью развития физических возможностей и улучшения двигательной активности учащихся. Главное место в учебном плане отводится трудовой подготовке: трудовое обучение (1 – 4 классы) и профессионально – трудовое обучение (5 – 9 класс). Профессионально – трудовое обучение в 5 – 9 классах осуществляется по двум профилям: v Столярное дело v Швейное дело. Учебные планы обсуждаются и согласовываются на педагогическом совете в начале учебного года, утверждаются директором школы. Выполнение учебных планов контролируется директором и заместителем директора по учебно – воспитательной работе и обсуждается на педагогическом совете «Итоги работы за учебный год». 3. Воспитательная деятельность образовательного учреждения Документальное обеспечение воспитательной деятельности и содержание воспитывающих влияний целостного образовательного процесса Воспитательная система школы направлена на духовно-нравственное воспитание как основу социальной адаптации ребенка с нарушением интеллекта. Правовым основанием при ведении воспитательной работы в школе являются: - Закон РФ «Об образовании» - Конвенция о правах ребенка - Федеральная программа развития образования в России - Концепция модернизации Российского образования до 2010года - Патриотическое воспитание граждан Российской федерации - Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» - Закон РФ «О защите инвалидов» - Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» - Ежегодное послание Президента России Федеральному Собранию (2010г.) - Постановления и распоряжения Правительства РФ, письма МО РФ. Воспитательные задачи: - Вооружение учащихся знаниями о социуме, социальной структуре общества, правилах поведения в общественных местах. - Создание условий безопасного и бесконфликтного существования ребенка в условиях школы и внешкольного пространства. - Получение первоначальных представлений о православной морали. - Воспитание любви к малой родине. - Воспитание в детях потребности здорового образа жизни. - Развитие эстетических чувств и задатков. В школе разработаны и реализуются: Воспитательная система школы на 2011-2015годы Цель воспитательной системы: · подготовка к активной общественно полезной жизни, формирование гражданских качеств на примерах истории и традиций родного края. · создание условий, при которых каждый ребенок чувствует себя в школе комфортно и имеет возможность самореализации через общественно-значимую познавательную деятельность Для решения задач воспитательной системы разработаны и реализуются программы и педагогические проекты: Программа по краеведению «Мой родной край» Цель: воспитание у учащихся патриотизма, любви к жизни, гуманного отношения ко всему окружающему на примере культурно-исторических ценностей Хабаровского края Задачи: · формирование познавательного интереса к процессу обучения через изучение истории родного края · воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков · развитие умения находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства Программа реализуется через экскурсии, конкурсы, развивающие игры, праздники, встречи с интересными людьми Программа «Здоровье» Цель: содействие сохранению здоровья и здорового образа жизни Программа включает в себя систему физического, нравственного воспитания, профилактику школьного, дорожного травматизма. Труд, цель – «Социальная адаптация и личностное развитие обучающихся» Здоровье, спорт, безопасность, цель – «Формирование у учащихся понимания значимости здорового образа жизни, развитие духовных и физических возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья» Досуг, цель – «Формирование коммуникативных компетенций школьника с особыми образовательными потребностями, воспитание познавательной активности, творческого отношения к жизни» Процесс воспитания осуществляется на основе: · изучения интересов, потребностей, возможностей детей; · организации жизнедеятельности детского коллектива; · организация взаимодействия педагогов с родителями учащихся; · создание воспитывающего социального окружения детей; · социальной защиты и поддержки детей; · отслеживания, анализа и обобщения результатов воспитания. В планы воспитательной деятельности включены: · совершенствование воспитательной системы и социализация личности учащихся · методическая работа с классными руководителями · внутришкольный контроль · здоровьесберегающая деятельность · краеведческая работа · мониторинг и диагностика воспитательного процесса · работа с социально незащищенными семьями и детьми · работа по предупреждению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних · работа с родителями Аналитические материалы, отражающие результативность работы в ОУ представлены следующим документами: · анализ воспитательной работы в ОУ за год · анализ воспитательной работы класса за год · аналитические справки по внутришкольному контролю · анализ общешкольных мероприятий · анализ внеурочных мероприятий Аналитические справки заслушиваются на совещаниях при директоре, на планерных совещаниях, МО классных руководителей, анализ воспитательной работы – на педагогическом совете. 4. КАЧЕСТВО КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СИСТЕМА РАБОТЫ С КАДРАМИ О высоком качестве кадрового обеспечения учебно – воспитательного процесса и системы работы с кадрами можно говорить, если: 90% преподавателей имеют педагогическое образование 36% учителей имеют высшее образование 81% учителей имеют квалификационную категорию коллектив школы стабилен налажена система профессиональной подготовки и переподготовки кадрового состава. Основными целями системы работы с кадрами являются повышение теоретического уровня и педагогической квалификации преподавательского состава. 4.1. Общие сведения о кадрах (в том числе о совместителях) На протяжении последних трех лет произошли некоторые изменения кадрового состава школы. На начало 2011 – 2012 учебного года в школе работает 22 педагогов: 2 мужчин и 20 женщин. Из них высшее образование имеют 10 человек – 45.5%, средне – специальное 12 человека – 55%, из них специальное (дефектологическое) высшее 5 человек – 23 %. За последние три года наблюдается рост профессионального уровня педагогов. Первую 3 – 14%, вторую 18 – 82%. Число учителей, прошедших курсы повышения квалификации за последние пять лет – 19 человек – 86% . Средний возраст педагогов – 45 лет. Штатное расписание соответствует штатному расписанию специальной (коррекционной) школы VIII вида. Распределение функциональных обязанностей соответствует типовым инструкциям о должностных обязанностях. Администрация школы соблюдает права работников, выполняя статью 55 п. 4 закона «Об образовании», дающую право работнику на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательными программами специальных (коррекционных) учреждений, утвержденными образовательными учреждениями, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. Особое внимание администрация уделяет самообразованию учителей. С этой целью проводятся педагогические советы, персональный контроль. Каждый учитель работает над выбранной методической темой, в соответствии с общешкольной методической темой. Итогом этой работы становятся рефераты, творческие отчеты, открытые уроки и внеклассные мероприятия по предметам, доклады и выступления на заседаниях школьных методических объединений, педагогических советов и семинаров, аттестация учителей. 4.2. Система работы с кадрами и повышения квалификации в ОУ За последние три года в школе созданы благоприятные условия для повышения квалификации педагогических кадров Структура методической работы в начале каждого учебного года утверждается приказом директора. Администрация школы морально и материально стимулирует творческую деятельность учителей, участие в школьных и районных мероприятиях. Кадровое обеспечение и работа с кадрами Показатели 2008-2009 2009-2010 2010-2011 2011-2012 1.Всего преподавателей(чел) 10 10 10 10 2.Совместители(чел, %) 2/20% 2/20% 2/20% 2/20% 3.Средний возраст педагогов 4.Укомплектованность штатов 100% 5.Образование Чел/% от общего числа) Высшее 6/60% 6/60% 6/60% 6/60% Среднее Специальное/ Незаконч. Высш. 3/30% 3/30% 6.Аттестовано (чел/% от общего числа) Всего преподавателей аттестовано 7/70% 7/70% 7/70% 7/70% Высшей категорией - - - - 1 категории 3/30% 2/20% 3/30% 2категории 4/40% 5/50% 4/40% Без категории 2/20% 2/20% 2/20% 7.Педагогический стаж (чел/% от общего числа) 1-3года - - - - 3-10лет - - - - 10-20 лет 1/10% 1/10% 1/10% 1/10% свыше 20 лет 8/80% 8/80% 8/80% 8/80% пенсионеры 1/10% 1/10% 1/10% 1/10% 5. Качество "конечного результата" Конечный результат считается хорошим, удовлетворяющим требованиям вполне, если в течение трех лет: · 100% выпускников, первой ступени, 100% выпускников второй ступеней обучения, осваивают образовательную программу; · более 85% выпускников второй ступени сдают экзамены на «4» и «5» · более 80% выпускников поступают в профессиональные учебные заведения · у выпускников второй ступени, в течение трех последних лет обучения, наблюдается стабильное качество подготовки по предметам · в школе существует система административного контроля качества подготовки выпускников · 100% выпускников адаптируются в условиях социальной среды в соответствии с собственными способностями – потребностями и запросами государства 5.1. Анализ итоговых внутренних проверок качества подготовки учащихся Отслеживание качества подготовки выпускников проходит в течение всего учебного года и составляет часть внутришкольного контроля. Проводятся контрольные работы, во время проверки которых оценивается и анализируется не только уровень, но и качество усвоения учебного материала. Анализ полученных результатов систематически проводится на заседаниях школьных методических объединений, совещаниях при директоре и планерных совещаниях. Результаты контроля доводятся до всех членов педагогического коллектива. За последние три года абсолютное большинство выпускников справляются с аттестационными работами. Результаты сдачи экзаменов по профессионально – трудовому обучению свидетельствуют о достаточном уровне сформированности знаний, умений и навыков выпускников, а также о целенаправленной работе педагогического коллектива по подготовке к итоговой аттестации, с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся. Итоги аттестации за последние три года показали, что общеобразовательные программы осваивают 100% учащихся второй ступени обучения. 5.1.1. Анализ качества измерителей, используемых для административного контроля, переводных экзаменов и итоговой аттестации в выпускных классах. С целью анализа уровня и качества усвоения программного материала, создан банк измерителей /контролирующих материалов/. Данные материалы служат для разного рода контроля за качеством знаний учащихся, с учетом психофизических особенностей детей /классификация В.В.Воронковой/. Трудовая подготовка Трудовое обучение – является ведущим направлением деятельности ОУ. Трудовая подготовка учащихся осуществляется через реализацию предметов федерального компонента: на начальной ступени - трудовое обучение, на второй ступени – профессионально-трудовое обучение. Обучение осуществляется по следующим профилям: -швейное дело -столярное дело Занятия проходят в специально оборудованных мастерских, имеющих полное материально-техническое оснащение. Для эффективного обучения по названным специальностям мастерские укомплектованы станками, швейными машинами, электрическим и механическим ручным инструментами, наборами для обработки столярных и текстильных изделий по количеству обучающихся. С целью обеспечения безопасности учащихся каждая мастерская оснащена пособиями по ТБ. Кадровая обеспеченность -100%. Образование Пед. стаж Квалификация 1 Учитель швейного дела Высшее педагогич. 27лет Вторая 2 Учитель стольного дела Специальное высшие 44года Вторая 3 Учитель столярного дела Высшие педагогич. 35лет - 5 Учитель социально бытовой ориентировки Высшее дефект. 20лет Вторая знают особенности обучения и воспитания школьников, эффективно организуют учебный процесс, имеют высокие показатели в работе. За последние три года учебные программы по трудовому обучению школьниками усвоены в полном объёме. Учебным планом предусмотрено прохождение учебной практики учащимися в летний период 100% выпускников проходили в течение трёх лет учебную практику на базе школьных мастерских. Уроки трудового обучения способствуют эффективности профориентационной работы, мероприятия связанные с трудовым воспитанием включены в программу «Путь к профессии». Итоговым и отчётным по трудовому обучению и воспитанию является ежегодный «Праздник труда». После окончания школы VIII вида выпускники имеют возможность поступить в ПУ-18. Школа тесно сотрудничает с профессиональным училищем. Учащиеся школы ежегодно посещают ПУ-18 с целью профориентации. В школе разработана программа профориентационной работы «Путь к профессии». Препятствием для дальнейшего профессионального обучения некоторых выпускников в учреждениях профобразования являются выраженные нарушения здоровья. 2009-2010 2010-2011 2011-2012 Всего Всего выпускников 9 9 10 28 ПУ 4/80% 11/79% 10/100% 24 Работают 1/20% 1/7% 3/25% 5 Инвалиды - - 1\7% 1 Вечерняя общеобразовательная школа - 1/7% - 1 Закончили ПУ или продолжают обучение 4/80% 11/79% 9/75% 24 Обучение в ПУ, в дальнейшем планируют трудоустроиться по специальностям: швея, столяр, штукатур-маляр. Целью таких занятий является: привитие некоторых навыков обслуживающего труда, положительного отношения к трудовой деятельности, навыков самообслуживания. Освоение декоративно-прикладных технологий позволяет выпускникам в будущем сохранить связь с обществом и участвовать в соответствии с возможностями здоровья в жизни края через